Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Ранее эти дети исследовались главным образом с клинических (психоневрологических) и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психологические особенности. До 70-х гг. психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую входили и дети с задержкой психического развития, однако лишь как часть ее.
Чаще задержка психического развития выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).
В подходе к задержки психического развития отечественных дефектологов учитываются разные аспекты этой проблемы. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную его причину. Термин "задержка" подчеркивает временной и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее. Чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории. Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира. Но изучение детей этой категории начато недавно. Первым значительным исследованием в этой области была ставшая теперь классической монография а. Штрауса и Л. Летинен. В ней описывались важнейшие особенности детей с минимальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей прежде всего назывались: стойкие трудности в учении, не вполне адекватное поведение при этом во многих случаях достаточно высокие, сохранные интеллектуальные возможности.
В исследованиях Р.Д. Тригер (1971, 1972), Н.А. Цыпиной (1972, 1974), С.Г. Шевченко (1974) было показано, что речь детей с ЗПР также отличается от нормы. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны, а иногда и просто ошибочны. Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение. В связи с этим назревает противоречие между необходимостью развития психических познавательных процессов (в частности памяти) у младших школьников с ЗПР и недостаточностью использование способов и методов в процессе обучения. Это и обусловило выбор темы нашего исследования "Способы быстрого запоминания учебного материала, как условие развития памяти младших школьников с ЗПР".
- Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР
- Особенности развития памяти у детей с ЗПР
- Психолого-педагогические условия развития памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР
- Способы быстрого запоминания учебного материала в классах детей с ЗПР
- Выводы
Рекомендуем посетить:
Правосознание и ответственность личности
Право – это не только совокупность социальных норм, но также совокупность практических отношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических общественных отношений.
Правовое регулирование базирует ...
Заключение.
В работе были исследованы стили управления и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Стиль управления – устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Р ...
Глубинные структуры
Непосредственно с мышлением связаны следующие глубинные структуры: аудиальная, словесная и понятийная память (А, СиП), карта, культура и искусство (КиИ).
Аудиальная, словесная и понятийная память – отдел долговременной памяти, хранящий и ...